09.10.21
Закрытие Международного культурного проекта «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» состоялось 8 октября в новом зале духовно-просветительского центра Александро-Невской Лавры «Святодуховский». Церемонию провела руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова. Она поблагодарила культурно-просветительский центр «Образ будущего» за организацию проекта, Александро-Невскую Лавру и ее наместника епископа Кронштадтского Назария за возможность провести мероприятия проекта в стенах старейшего монастыря Санкт-Петербурга, Феодоровский собор в память 300-летия Дома Романовых за помощь в организации мастер-класса по каллиграфии, компанию Videorepublic за осуществление качественной многокамерной трансляции всех мероприятий проекта в интернете, компанию Этерсофт за создание страницы проекта, где можно было следить за анонсами и новостями, смотреть трансляции. Отдельную благодарность она выразила городскому комитету по культуре, при поддержке которого проект смог состояться на самом высоком уровне. Была отмечена обширная география участников проекта. Приехали эксперты и мастера из Республики Беларусь, Калининграда, Новгорода, Вологды, Москвы, Курска. По видеосвязи приняли участие митрополит Куопиоский и Карельский Арсений и итальянский иконописец Иван Полверари. За трансляциями в интернете следили зрители не только в России, но и в Италии, Эстонии, Болгарии, Австралии. За прошедшие дни прямые эфиры мероприятий проекта на странице project.anevsky800.ru и в социальных сетях Александро-Невской Лавры посмотрело более 27 тысяч человек. «Мы собрали огромное количество благодарных отзывов в комментариях к трансляциям мастер-классов, - подчеркнула Наталья Родоманова. - Наш проект он развернутый, он открытый. Собрались не только люди, которые занимаются сугубо церковным искусством. К нам приехали реставраторы и музейные работники. В мастер-классах участвовали студенты Академии Штиглица, Университета промышленных технологий и дизайна, иконописной школы СПБДА. У людей есть посыл, интерес, вдохновение, и очень хорошо, что пространство церковного искусства выходит за пределы своего определения – это наше общее культурное наследие». «Мы все эти дни говорили о духовных вопросах средствами практического искусства. Каждый своими силами пытался раскрыть глубины церковных искусств как некоего симбиоза совершенно разных вещей – и практических, и технологических, и человеческих, и нравственных, и духовных, - сказал главный куратор проекта, руководитель иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко. - Очень благодарны комитету по культуре, людям, которые остались за кадром, они выделили немалые средства, чтобы этот проект получил жизнь. Они оценили наш замысел, увидели в нем смысл». «Все те, кто сидит в этом зале, кто смотрел прямые трансляции – вы главные действующие лица этого проекта, - продолжил он. - Мы действительно ощущали поддержку зрителей в интернете, вашу благодарность нам за осуществление этого проекта. Мы понимали, что вам это действительно нужно, а значит вероятность того, что будет продолжение подобных мероприятий довольно высока. Мастера не любят, когда кто-то наблюдает за их работой, это тяжело, трудно, но они сделали это ради вас. Они нашли в себе силы выйти из мастерских, поделиться своим опытом, и думаю этот опыт теперь будет жить в вас, в наших зрителях, вы его будете использовать, совершенствовать. И однажды кто-то из вас, добившись высоких результатов, будет стоять здесь и передавать свой опыт следующим поколениям». Иконописец, стенописец, арт-директор компании «Артруст» Алексей Козлов, который провел в рамках проекта мастер-класс по фреске, поблагодарил организаторов и Дмитрия Мироненко, под чьим руководством он в свое время стажировался. Иконописец и мастер по энкаустике из Минска Андрей Жаров рассказал, что он как выпускник и преподаватель СПБДА был благодарен за возможность продемонстрировать опыт петербургской иконописной школы, которую он считает сильной и интересной. На площадках проекта мастер показал применение традиционных материалов и техник – в частности восковой темперы. По его мнению, это перспективное и интересное направление для развития современного изобразительного церковного искусства. Главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода Татьяна Царевская подчеркнула, что завершившийся проект – это настоящий праздник для всех участников. Теплая, дружеская, доброжелательная атмосфера, где соблюдена грань между научными обсуждениями и человеческими отношениями – это очень ценно для ученых и мастеров. Она поблагодарила организаторов за возможность одновременно слушать теоретические выступления и наблюдать в трансляции на установленном в зале экране за созданием образов на мастер-классах. Профессор Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина, академик Российской Академии художеств Нина Кутейникова отметила высокий уровень организации проекта и рассказала, что она получила истинное удовольствие от того как проходила работа всех мероприятий. Международный культурный проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» прошел в Санкт-Петербурге с 5 по 8 октября. Он был посвящен 800-летию святого князя Александра Невского и включил в себя дискуссионные площадки с участием искусствоведов, реставраторов, живописцев, музейных работников, известных российских и зарубежных специалистов в области изобразительного искусства, а также практические мастер-классы для студентов художественных ВУЗов и иконописных школ. Проект собрал лучших специалистов - мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике. Прямые трансляции дискуссионных площадок, круглых столов и мастер-классов в рамках проекта можно посмотреть на сайте Александро-Невской Лавры.
09.10.21
В последний день Международного культурного проекта "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии" состоялся мастер класс его главного куратора, руководителя иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко "Цельнояичная темпера в стенописи и станковой иконе". Дмитрий Мироненко рассказал, что когда учился в Академии художеств, очень интересовался технологией живописи. Это важно для реставратора: чтобы отреставрировать памятник, надо понимать, как он сделан. В рамках обучения студенты копировали иконы, им показывали, как делается краска. Связующим был яичный желток. По методикам, которым учили в академии, до сих пор работают иконописцы, но Дмитрий Мироненко чувствовал, что здесь что-то не так. Студентов реставрационного факультета также привлекали к работе по раскрытию памятников древнерусской живописи, и он обратил внимание на разницу красок на древних иконах и красок, которыми пользовались современные иконописцы. Краски на древних иконах были как каменные, если их вдруг касался скальпель, на нем оставался след, а красочному слою ничего не было. А современные краски можно снять с доски ногтем. Стал задавать вопросы преподавателям, но ответы не удовлетворяли: они говорили, что краска затвердеет со временем, лет через сто. В начале 2000-х Дмитрий Мироненко и его коллеги расписывали домовый храм Иннокентия и Софрония Иркутских в Александро-Невской лавре. Им надо было расписать стены, а техникой фрески они не владели. Тут Дмитрий Мироненко вспомнил, что сохранившиеся изображения на стенах римских катакомб были нанесены цельнояичной краской: химический анализ показал, что там присутствует и желток, и белок. Но рецептов приготовления краски ни в каких древних источниках не было: "Почему, неужели это великая тайна? Нет, просто любая домохозяйка знала, как приготовить краску. В Русском музее можно посмотреть на фасады северных изб. Для их росписи использовали краски либо на козьем молоке, либо на яйцах. Когда я был в Финляндии, при мне один человек решил покрасить сарай. Он использовал для приготовления краски... скисшее молоко. Простой финский крестьянин знал, как сделать казеин, развести на нем краску, которая долго простоит и не осыплется. Поэтому никто не тратил дорогой пергамент на то, чтобы написать на нем, как сделать краску". Тем не менее, если попробовать приготовить краску, вбив в нее и белок, и желток, ничего не получится. Дмитрий Мироненко понял, что желток и белок надо добавлять не одновременно. Художник рассказал, как стали расписывал пещерный храм церкви Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное, применяя это открытие. Настоятель протоиерей Сергий Бельков попросил расписать не только стены, но и Царские врата. Было принято решение применить и тут цельнояичную темперу, и выяснилось, что красочный слой "ведет себя" так же, как на древних иконах: быстро становится очень прочным. Такая краска плохо поддается механическому исправлению, поэтому нужно совершенствовать мастерство. Года через два после окончания работ в том храме в Саперном случился пожар. Храм сверху деревянный, подвальный этаж, где были росписи, - каменный. Горел верхний этаж, при тушении пожара вниз лились вода и пожарная пена. Потом отец Сергий попросил приехать и осмотреть росписи - и оказалось, что пожарная пена уничтожила штукатурку под красочным слоем, но сам красочный слой не пострадал. Дмитрий Мироненко отметил, что яйцо лучше взять деревенское, не магазинное. Корма, которые используются при выращивании птицы, очевидно, меняют химический состав яиц. Раньше можно было покупать яйца в магазине, но с какого-то времени из магазинных яиц эмульсия перестала получаться. Стали покупать фермерские яйца, причем оплодотворенные - вот из таких получается крайне крепкая краска. Обычно иконописцы используют при приготовлении краски сухое белое вино. Дмитрий Мироненко подчеркнул, что в древних источниках речь идет о "кислом вине" - это никакое не вино, это уксус. Он обладает консервационными свойствами, при этом у него есть все качества, которые есть в вине. Краски, приготовленные с винным уксусом, могут храниться годами без холодильника. Можно использовать и яблочный уксус, он даже лучше - там железо. Иконописец рассказал также, как подготовить стену под роспись цельнояичной темперой. Для лучшей сохранности красок он посоветовал не брать краску из банки кисточкой. Ее надо достать либо мастихином, либо стеком, а потом закрыть баночку, чтобы краска не засохла. На вопрос, чем покрывать икону, иконописец ответил, что нужно использовать смесь из льняного масла, копалового лака и лавандового масла. Прозвучал также вопрос, где можно научиться иконописи, кроме духовной академии, и нужно ли художественное образование. Дмитрий Мироненко подчеркнул, что иконопись - это не просто какое-то ремесло: необходимы дарование и готовность посвятить ей всю жизнь, если заниматься "между делом", ничего не получится. Профессиональное художественное образование приветствуется, но часто люди со специальным художественным образованием, когда речь заходит об иконе, чувствуют себя беспомощными, их нужно немного "переучить". А непрофессионалов нужно специально обучать рисунку. Но на каком-то этапе иконописцы с художественным образованием и без оного начинают работать совершенно одинаково.
08.10.21
В Петербурге встретились современные иконописцы
Иконопись – искусство, которое при всех своих писаных и неписаных канонах и правилах тоже стремится идти в ногу со временем. Об этом говорит программа международного культурного проекта «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», который проходит на этой неделе в Александро-Невской лавре. Знаковым событием недели стало освящение новейшей иконы «Перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Петербург» – дипломной работы выпускницы отделения иконописи Санкт-Петербургской духовной академии Даны Мамацевой. Художница рассказала, что работала над ней целый год, изучала образы святого благоверного князя XVI века и древние фрески. Международный проект организован культурно-просветительским центром «Образ будущего» при поддержке комитета по культуре Смольного. Заявленная цель – обсудить тенденции в технике и технологиях написания икон, в трактовке исторических сюжетов, выявить проблемы и ошибки. А также дать дополнительный творческий импульс молодым иконописцам. Как выяснилось, написание икон по классическим сюжетам – дело вполне распространенное и сегодня. При этом, как отметила профессор кафедры русского искусства Академии художеств Нина Кутейникова, у иконописцев имеется большой простор для творческой фантазии. К примеру, во времена Александра Невского фотографии еще не было, и во все последующие века художники сами определяют, какой образ создать. С другим святым покровителем нашего города Иоанном Кронштадтским у иконописцев проблема ровно противоположная: как перейти от известных фотографий праведника к его иконописному изображению. В ходе проекта известные мастера проводят мастер-классы по технике художественного церковного писания. «Восковая темпера, написание лика» – так назывался мастер-класс, который провел известный белорусский иконописец Андрей Жаров. Свой мастер-класс – по золочению - провел художник Георгий Панайотов.
07.10.21
Молитва кистью: как возрождаются древние традиции иконописи
Репортаж телеканала "Санкт-Петербург" для программы "Доброе утро", посвященный Международному культурному проекту "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии"
07.10.21
Прошел мастер-класс по каллиграфии "Полуустав лицевого летописного свода Ивана Грозного"
Мастер-класс по каллиграфии "Полуустав лицевого летописного свода" художника, каллиграфа, преподавателя Университета промышленных технологий и дизайна и иконописного отделения СПбДА Дарии Джемс-Леви в рамках проекта "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии", посвященного 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, состоялся 7 октября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора. Участников приветствовала ведущая - руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-центра Александро-Невской лавры Наталья Родоманова. Она объяснила, что в ходе мастер-класса можно как задавать вопросы очно, так и присылать онлайн. Мероприятие транслировалось на сайте проекта, на YouTube-канале, в социальных сетях. Дария Джемс-Леви объяснила, что мастер-класс обращен прежде всего к тем, кто будет работать практически, то есть присутствовать лично. Она продемонстрировала презентацию, рассказывающую о Лицевом летописном своде. Дария показала на первой странице все элементы рукописей: заглавие, написанное вязью, красную строку, иллюстрацию, буквицу. Рассказала, что древнейшим русским шрифтом был устав, он пришел к нам вместе с Крещением Руси. Это торжественное, медленное литургическое письмо, которым писали священные тексты. Полуустав появился позже, в XIV веке, через сто лет уже распространен. Это наклонный, более беглый почерк: требовалось больше книг, писать нужно было быстрее. Для него характерно множество сокращений для экономии места и времени, особые надстрочные знаки, выносные буквы. Лектор уделила внимание личному стилю каждого писца - так, показала несколько вариантов одной и той же буквы. Например, один из писцов букву "веди" иногда писал в виде квадратика; современный человек не узнает эти буквы. Писцы включали в книгу альтернативные варианты, если одинаковые буквы стояли рядом. Дария раздала участникам разлинованные листы бумаги, объяснила, как убрать с пера излишек туши, чтобы не поставить кляксу, показала, как правильно держать перо. Писать букву начинают с левого штриха. Участники должны были написать все буквы древнерусского алфавита. "Букву "он" надо стараться писать как можно уже, чтобы внутренний просвет был меньше. Расстояние между буквами нужно определять на глаз, чтобы расстояние между знаками было одинаковым", - объяснила Дария. Она рассказала, что в древних рукописях нередко встречаются писцовые записи. Это был кропотливый труд, с утра до ночи выписывать буквы очень тяжело. Нужно внимание, чтобы не сделать ошибку, за это могли наказать. Иногда на полях встречаются записи от имени писцов: они пишут, что устали, хотят есть и так далее. Но в Лицевом летописном своде такое не встречается, поскольку заказчик очень серьезный. На следующем листе, который подготовила Дария, был написан отрывок из текста, где рассказывается о князе Димитрии Донском и Куликовской битве. Участники должны были скопировать этот текст. Художница-каллиграф рассказала, как делаются надписи на иконах, как разметить текст, как включить его в композицию, какие кисти используются, как добиться нужного нажима. На вопрос о школах, курсах, учебниках каллиграфии она привела названия некоторых пособий, но добавила, что обычно преподаватели каллиграфии делают методические пособия сами. Она призвала всех уделять внимание изучению каллиграфии: "Каллиграфия - очень приятное и полезное занятие для иконописцев и для любителей церковных искусств. Иконописцы должны уметь подписать икону и ориентироваться в видах древнерусского письма. К тому же в иконописи - иконное знамя, то есть рисунок, с которого начинается работа над иконой, - линия должна быть каллиграфической. Но освоить каллиграфию можно и просто для себя, писать какие-то тексты или молитвы. Это занятие успокаивает, отдаляя суету современной жизни". В завершение мастер-класса Наталья Родоманова познакомила с отзывами на страничке проекта в социальных сетях. Был даже зритель из Бергамо (Италия), не говорящий по-русски - он написал по-английски, что не все объяснения понимал, но все равно благодарен и многое почерпнул. Проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии" организован культурно-просветительским центром "Образ будущего" при поддержке городского комитета по культуре. Он собрал на одной площадке иконописцев, искусствоведов, мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторов. Участие в программе было бесплатным, для очного присутствия на мастер-классах была необходима регистрация.