Новости

06.10.21

Петербуржцы попрактикуются в каллиграфическом письме времен Ивана Грозного

Проект организован АНО «Культурно-просветительский центр «Образ будущего» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и посвящен 800-летию святого благоверного князя Александра Невского. Одним из мастер-классов, вызвавших особый интерес у горожан, стал курс каллиграфии «Полуустав лицевого летописного свода Ивана Грозного». Летописный свод – это объемный труд: 10 рукописных томов по тысяче страниц. Создан во времена Ивана Грозного. Эта рукопись включала в себя все исторические материалы, известные на тот момент. В этом документе содержится и информация о житии Александра Невского. На примере страниц, посвященных жизни святого князя, участники мастер-класса будут учиться «искусству красивой линии». Джемс-Леви добавила, что среди дизайнеров сейчас очень популярно обращение к русским стилям письма. Те шрифты, которые мы имеем на сегодняшний день, включая печатные, созданы на основе латинских шрифтов – совсем другой традиции. История исконного русского письма прервалась с воцарением Петра I, который ввел гражданский шрифт, основанный на европейских начертаниях. Увидев арабскую вязь, любой узнает, что это, с первого взгляда, так же очевиден и стиль древнерусского письма. Многие дизайнеры всматриваются в допетровское письмо и стараются перенести древнерусскую кириллицу на современный язык, стремятся ввести ее в оборот. По мнению художника, в каллиграфии невозможно применить современные цифровые технологии. Любой инструмент художника, скажем, перо, – это продолжение его руки. Компьютер же становится посредником, который мешает передать энергию, мысль творца произведения. Компьютер не позволит передать живой жест человеческой руки, поэтому в каллиграфии электронные гаджеты не помогут. Дария обратила внимание, что в последние годы интерес к каллиграфии значительно вырос, и не только среди профессиональных художников и дизайнеров, но и в целом среди людей, желающих заниматься творчеством. Интерес вызывает не только творческая сторона, но и способ некоего обращения к своим корням, истокам русской культуры. Напомним, проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» собрал на одной площадке лучших – иконописцев, искусствоведов, мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторов. Участие в программе бесплатное, но регистрация на мастер-классы уже закончилась. Впрочем, за всеми событиями проекта можно следить онлайн на Александро-Невской лавры.

06.10.21

Международный культурный проект, посвященный современному изобразительному церковному искусству

В Петербурге художники и мастера по иконописи делятся друг с другом древними и новыми техниками написания икон. В Александро-Невской лавре проходит международный культурный проект, посвященный современному изобразительному церковному искусству.

06.10.21

В Петербурге собрались эксперты по церковному искусству

Сегодня в лавре пройдут первые лекции и мастер-классы в рамках международного культурного проекта «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии». Проект посвящен 800-летию святого благоверного князя Александра Невского, . Организатор проекта – АНО «Культурно-просветительский центр «Образ будущего» совместно с иконописной мастерской преподобного Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры, Феодоровским собором и при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. «Не существует фотографии или картины, только словесное описание Александра Невского в его житии. Для иконописцев образ князя предоставляет много возможностей, чтобы выразить свои чувства. От иконописца зависит очень многое. От того, как он относится к образу того святого, образ которого пишет, многое будет зависеть потом, когда люди будут молиться перед этим образом, – говорит наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. – Хотел бы, чтобы во время работы был учтен один момент. Многие говорят, что иконопись в том виде, в каком она была тысячу лет назад, сейчас невозможна, потому что и сами люди, и материалы уже другие. Да, это правда, методы и технологии во многом изменились. Но мне кажется, что самое главное – что даже самый современный мастер должен быть иконописцем в душе. И мне видится, что, какие бы современные техники ни использовались, лучшие образцы иконописи те, которые дошли до нас из глубины веков, и на них необходимо ориентироваться». Проект соберет на одной площадке лучших: иконописцев, искусствоведов, мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторов. Они примут участие в теоретических и практических исследованиях современного изобразительного церковного искусства, новейших и традиционных техник работы. Лекции и мастер-классы проходят в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры, расположенном по адресу: набережная реки Монастырки, 1. Вход на все теоретические мероприятия проекта – свободный. На мастер-классы проводилась предварительная запись, так как количество мест физически ограничено. Впрочем, все мероприятия проекта можно увидеть онлайн на сайте, канале YouTube, в группе во «ВКонтакте» и на странице в Facebook Александро-Невской лавры. «Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может. Так говорил известный художественный критик Владимир Стасов. Искусство наиболее тонко и точно отражает состояние силы народа, его души и стремлений. Художник может лгать, но искусство лгать никогда не может», – отметил ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Он добавил, что особенно верно замечание Стасова о церковном мире, который, руководствуясь верой в Господа и его истину, призван свидетельствовать об этой истине, обличать грех и проповедовать святость. В искусстве вольно или невольно проявляются взлеты или падения целых цивилизаций – и затаенные чаяния, и мысль официальная. Идеалы красоты и уродства. Искусство – это обнаженная исповедь народа. Год в честь святого князя Александра Невского дает возможность выразить чувства наших современников к этому великому государственному деятелю и подвижнику всеми доступными способами. «В этот юбилейный год нам важно найти средства художественного выражения, чтобы они еще глубже проникли в сердца слушателя, зрителя и созерцателя», – сказал Силуан. Начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора города Владимир Иванов отметил, что этот проект, как все, что делается в Александро-Невской лавре, отличается открытостью. «Этот проект способствует заинтересованному диалогу тех, кто работает строго в традициях иконописи, и тех, кто обращается к христианской тематике и использует современный художественный язык. Уверен в творческой результативности этого проекта», – сказал Владимир Иванов. Добавим, что сегодня утром, перед открытием проекта, в Троицком соборе лавры состоятся молебен и освящение новой иконы святого Александра Невского, написанной в этом году на иконописном отделении Санкт-Петербургской духовной академии. Образ передали в дар лавре. Это переосмысление молодым мастером иконографии Александра Невского и его жития. Яркий образ современного церковного изобразительного искусства.

06.10.21

Начал работу проект "Современное изобразительное церковное искусство"

Проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии", посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылся 5 октября молебном в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавре. Богослужение совершили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм. Открывая пленарное заседание в новом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-службы лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. Не случайно на сцене стоят две иконы: уже упомянутая и написанная в лавре, получившая название "Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми". "Казалось бы, тема прямо не касается юбилейного года, однако вопросы техники, которые будут обсуждать специалисты, напрямую связаны с образом святого, - сказал владыка Назарий. - Почему? Прижизненных изображений великого князя не осталось. Это дает иконописцам много возможностей выразить свои чувства, видение, при этом каждый материал требует своего подхода: любой, кто разбирается в иконописи, безошибочно скажет, к примеру, темпера это или масло. Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна - и материалы другие, и люди другие. При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, - именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, - это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец - скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника - это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя". Владыка Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь - небесный покровитель и духовной академии, которая до революции носила название Александро-Невской. Пленарное заседание вел главный куратор проекта - руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация. Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе "Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга" отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Она коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, что отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, в также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) - на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография - например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм - была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. "Икона показывает, чем живет Россия", - заключила лектор. Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров выступил с сообщением "Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия". Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона "Тайная вечеря" из этого придела. Прошла научная конференция, изданы ее доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском, Сампсониевском соборах и "Спасе-на-Крови". Был показан фильм "Ключ от вечности", посвященный иконописи и реставрации. Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой "Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века", Дмитрия Мироненко "Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами") XV в.", художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП "Исаакиевский собор" Георгия Панайотова "Собор Александра Невского в Софии", главного хранителя фондов ГМП "Исаакиевский собор" Мансура Доминова "Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора", помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова "Новый "старый" облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции", руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко "Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому". Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова "Восковая темпера, написание лика". Художник рассказал, что его мастерская работает в этой технике около десяти лет. Использование восковой темперы, в отличие от яичной, намного ускоряет процесс работы, с восковыми красками можно работать по-разному. Связующее - растворенный в воде воск с добавлением казеинового клея. Такие краски могут наноситься на любую поверхность. Пигмент растирают, соединяют со связующим, если краски долго не используются, их можно хранить в холодильнике. Работу художник начал с лессировки свинцовыми белилами, объяснив, что это создает своеобразный "оптический экран", преодолевается матовость левкаса. Краска сразу не засыхает, ее можно разровнять. Между слоями краски также можно использовать лессировку. Приготовленная эмульсия готова к использованию, воду дополнительно добавлять не нужно. Андрей Жаров объяснил, что правильно вести работу сразу по всей поверхности, не сосредотачиваться на одном фрагменте. Художник коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Мастерство - не значит, что все сразу получается: мастерство - когда понимаешь, как исправлять ошибки. Завершил первый день работы проекта "круглый стол" на тему "Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры". Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой можно ознакомиться на сайте.

03.10.21

Культурная среда для церковного искусства

Проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, пройдет в Санкт-Петербурге 5–8 октября. Он организован культурно-просветительским центром «Образ будущего» при поддержке иконописной мастерской Александро-Невской лавры и городского комитета по культуре, в нем примут участие специалисты из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. Один из участников — иконописец и монументалист Алексей Козлов. Всячески приветствую организацию форума в Петербурге! Я не раз принимал участие в подобных мероприятиях в разных городах и даже сам их организовывал. Сейчас это особенно актуально: мы соскучились, изголодались по живому общению. Интернет не заменяет живого общения, тем более я не верю, что искусству, художеству можно обучиться онлайн. Обучаться живописи и рисунку лучше из уст в уста, как это, собственно, всегда и делалось. У меня множество знакомых, которые вынуждены были недавно преподавать художественные дисциплины онлайн, и они признаются, что это очень тяжело. Форум посвящен техникам и технологиям. В живописи это очень важно, ведь мы работаем с материальными красками, материальной основой, будь то стена, доска или любое другое основание. Рад буду принять участие, поделиться своими наработками, выслушать мнение специалистов. Некоторые из них мне хорошо знакомы, мы многократно общались, а кого-то знаю только заочно. Будут специалисты не только из России, но и из-за рубежа — из Италии, например. Заявленные темы тоже очень интересны. Среди них — традиционные техники, которые используются много веков в церковном искусстве: темперная живопись, техника энкаустики, одна из древнейших в Средиземноморье. Её применяли в очень многих странах и широко использовали в церковном искусстве. Одни из первых изображений Божией Матери, Спасителя, апостолов написаны именно в этой технике. Будут представлены некоторые стенописные техники — и на мастер-классах, и в теоретической части. Мне предложили рассказать о стенописи по сырой штукатурке. Это тоже одна из древнейших техник, она использовалась в Византии и у нас на Руси. Форум — замечательная возможность сопоставить, сравнить, проанализировать. В некоторых странах хорошо разработали одну или две техники, но имеют недостаточное представление об остальных. Например, и в Греции, и в Румынии сейчас расписывают в основном по сырой штукатурке, а в России эта техника используется иногда, но можно сказать, что она не очень развита. Многие пытались работать в этой технике, но перешли на другие. Если мы посмотрим на древние памятники, выполненные в этой технике, увидим, что они довольно хорошо сохранились за пять, семь, десять веков. Не надо далеко ходить — Старая Ладога, один из крупнейших городов Древней Руси, наравне с Новгородом. В XII веке там были очень развиты и церковное зодчество, и стенопись. В Старой Ладоге построили в то время шесть храмов, один из них — размером с Софию Киевскую: храм Климента, папы Римского. Все храмы были украшены живописью по сырой штукатурке. Только один до наших дней сохранился — Георгиевский, ну и в Успенском сохранились небольшие фрагменты росписей. Остальное сбито, кусочки собирает замечательный археолог Борис Васильев: поднимает со дна Волхова, выкапывает из земли. Эти росписи видели Александра Невского, которого в этом году мы чествуем, — они даже старше. Можете поверить, сохранность красочного слоя идеальная, даже тех фрагментов, которые достают из воды. Мы вынуждены использовать современные материалы, вроде натуральные, изготовленные по старым технологиям, но в них что-то не то, и такой долговечности нет. Мнение, что фреска в наших широтах плохо сохраняется, говорит как раз о том, что мы об этой технике знаем недостаточно, значит, тем более надо её изучать. Наше профессиональное сообщество должно советоваться и с физиками, и с химиками. Мы работаем с материей, а материя подчиняется физическим законам, и мы должны прекрасно их знать. Я знаю, что на форуме помимо художников будут практикующие технологи. Это очень важно. Художник может рассуждать о том, насколько тот или иной образ убедителен, а химик или физик — насколько изображение долговечно. Некоторые старые образцы мы до сих пор не превзошли. Эту ситуацию необходимо проанализировать. Весь советский период для церковного искусства был крайне тяжелым, оно практически не развивалось, но, тем не менее, теплились какие-то росточки традиции. Важно заметить, что в художественной среде в советское время очень интересовались церковным искусством. Хранителями этой культуры были реставраторы — достаточно вспомнить Савву Ямщикова, Адольфа Овчинникова, к сожалению, тоже ушедшего из жизни в этом году. Среди реставраторов было множество верующих, церковных людей. И среди художников многие приходили к вере. В Институте имени Репина с 1960-х годов была введена практика копирования древних фресок: студенты отделения монументальной живописи с этой целью ездили в Грузию, Псков, Новгород, Ферапонтово. И кто-то из них начинал целенаправленно заниматься церковным искусством. Множество моих знакомых начинали писать иконы еще в самом начале 1980-х. К 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, был накоплен большой опыт, началось стремительное развитие, так что нельзя сказать, что после 1988 года мы начали с чистого листа: школа, преемственность всё равно сохранялись. Что касается развития церковного искусства, не считаю, что мы «застыли» на копировании и просто повторяем, как попугаи. В развитии, в том числе и в области искусства, бывают периоды, когда всё стоит на месте, а потом случается прорыв. Важно только не откатываться назад. Надо понимать генеалогию искусства. Оно растет, как дерево. Оно может расти, только имея корни, добротную почву, воду, воздух. Если этого нет, то новые формы будут неубедительными, сырыми и никого не впечатлят. Важно понимание церковного искусства, потому что если мы не понимаем, для чего всё это, ничего у нас не получится. Только система сравнения может дать ориентир. Нужно создавать среду, воспитывающую людей, которые смогут на базе наработанного тысячелетиями сделать что-то новое, что будет убедительным. Невозможно искусственно ускорить этот процесс. Но профессиональные художники знают, как воспитывать людей, которые могут рождать новые формы. Желаю всем участникам конференции сформировать за счет нашего общения необходимую культурную среду — не только в Церкви, но и в обществе. Культура и Церковь должны взаимно друг друга поддерживать. Даже люди нецерковные могут вносить в общую «копилку» свои знания. Нужно сохранять наши художественные школы, училища, иконописные школы. Если все эти учебные заведения мы будем поддерживать на высоком уровне, родятся люди — а может быть, они уже есть, — которые будут формировать духовное пространство в дальнейшие десятилетия. Компания «Артруст», арт-директором которой я являюсь, работает в храме Марии Магдалины поселка Вохоново Гатчинского района. Прекрасное храмовое пространство. Роспись будет покрывать это пространство сверху донизу. Хорошая подготовка стены, что сейчас редкость. Ориентируемся на новгородскую роспись конца XIV — начала XV века. Собралась хорошая команда, все полны энтузиазма. Одновременно мы будем заниматься росписями храма Рождества Христова на Пискаревском проспекте.