Культурная среда для церковного искусства

Проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, пройдет в Санкт-Петербурге 5–8 октября. Он организован культурно-просветительским центром «Образ будущего» при поддержке иконописной мастерской Александро-Невской лавры и городского комитета по культуре, в нем примут участие специалисты из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. Один из участников — иконописец и монументалист Алексей Козлов.

— Алексей, насколько, на ваш взгляд, важны форумы, где встречаются теоретики и практики церковного искусства? Приходилось ли участвовать раньше в чем-либо подобном?

Всячески приветствую организацию форума в Петербурге! Я не раз принимал участие в подобных мероприятиях в разных городах и даже сам их организовывал. Сейчас это особенно актуально: мы соскучились, изголодались по живому общению. Интернет не заменяет живого общения, тем более я не верю, что искусству, художеству можно обучиться онлайн. Обучаться живописи и рисунку лучше из уст в уста, как это, собственно, всегда и делалось. У меня множество знакомых, которые вынуждены были недавно преподавать художественные дисциплины онлайн, и они признаются, что это очень тяжело.

Форум посвящен техникам и технологиям. В живописи это очень важно, ведь мы работаем с материальными красками, материальной основой, будь то стена, доска или любое другое основание. Рад буду принять участие, поделиться своими наработками, выслушать мнение специалистов. Некоторые из них мне хорошо знакомы, мы многократно общались, а кого-то знаю только заочно. Будут специалисты не только из России, но и из-за рубежа — из Италии, например. Заявленные темы тоже очень интересны. Среди них — традиционные техники, которые используются много веков в церковном искусстве: темперная живопись, техника энкаустики, одна из древнейших в Средиземноморье. Её применяли в очень многих странах и широко использовали в церковном искусстве. Одни из первых изображений Божией Матери, Спасителя, апостолов написаны именно в этой технике.

Будут представлены некоторые стенописные техники — и на мастер-классах, и в теоретической части. Мне предложили рассказать о стенописи по сырой штукатурке. Это тоже одна из древнейших техник, она использовалась в Византии и у нас на Руси. Форум — замечательная возможность сопоставить, сравнить, проанализировать. В некоторых странах хорошо разработали одну или две техники, но имеют недостаточное представление об остальных. Например, и в Греции, и в Румынии сейчас расписывают в основном по сырой штукатурке, а в России эта техника используется иногда, но можно сказать, что она не очень развита. Многие пытались работать в этой технике, но перешли на другие.

— Доводилось слышать, что роспись по сырой штукатурке не очень подходит для наших широт с большим перепадом температур. Так ли это?

Если мы посмотрим на древние памятники, выполненные в этой технике, увидим, что они довольно хорошо сохранились за пять, семь, десять веков. Не надо далеко ходить — Старая Ладога, один из крупнейших городов Древней Руси, наравне с Новгородом. В XII веке там были очень развиты и церковное зодчество, и стенопись. В Старой Ладоге построили в то время шесть храмов, один из них — размером с Софию Киевскую: храм Климента, папы Римского. Все храмы были украшены живописью по сырой штукатурке. Только один до наших дней сохранился — Георгиевский, ну и в Успенском сохранились небольшие фрагменты росписей. Остальное сбито, кусочки собирает замечательный археолог Борис Васильев: поднимает со дна Волхова, выкапывает из земли. Эти росписи видели Александра Невского, которого в этом году мы чествуем, — они даже старше. Можете поверить, сохранность красочного слоя идеальная, даже тех фрагментов, которые достают из воды.

— Почему же теперь так не получается?

Мы вынуждены использовать современные материалы, вроде натуральные, изготовленные по старым технологиям, но в них что-то не то, и такой долговечности нет. Мнение, что фреска в наших широтах плохо сохраняется, говорит как раз о том, что мы об этой технике знаем недостаточно, значит, тем более надо её изучать. Наше профессиональное сообщество должно советоваться и с физиками, и с химиками. Мы работаем с материей, а материя подчиняется физическим законам, и мы должны прекрасно их знать. Я знаю, что на форуме помимо художников будут практикующие технологи.

Это очень важно. Художник может рассуждать о том, насколько тот или иной образ убедителен, а химик или физик — насколько изображение долговечно. Некоторые старые образцы мы до сих пор не превзошли.

— Иногда говорят, что русская иконопись остановилась в развитии, только копирует образцы прошлого…

Эту ситуацию необходимо проанализировать. Весь советский период для церковного искусства был крайне тяжелым, оно практически не развивалось, но, тем не менее, теплились какие-то росточки традиции. Важно заметить, что в художественной среде в советское время очень интересовались церковным искусством. Хранителями этой культуры были реставраторы — достаточно вспомнить Савву Ямщикова, Адольфа Овчинникова, к сожалению, тоже ушедшего из жизни в этом году. Среди реставраторов было множество верующих, церковных людей. И среди художников многие приходили к вере. В Институте имени Репина с 1960-х годов была введена практика копирования древних фресок: студенты отделения монументальной живописи с этой целью ездили в Грузию, Псков, Новгород, Ферапонтово. И кто-то из них начинал целенаправленно заниматься церковным искусством. Множество моих знакомых начинали писать иконы еще в самом начале 1980-х. К 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, был накоплен большой опыт, началось стремительное развитие, так что нельзя сказать, что после 1988 года мы начали с чистого листа: школа, преемственность всё равно сохранялись.

Что касается развития церковного искусства, не считаю, что мы «застыли» на копировании и просто повторяем, как попугаи. В развитии, в том числе и в области искусства, бывают периоды, когда всё стоит на месте, а потом случается прорыв. Важно только не откатываться назад.

Надо понимать генеалогию искусства. Оно растет, как дерево. Оно может расти, только имея корни, добротную почву, воду, воздух. Если этого нет, то новые формы будут неубедительными, сырыми и никого не впечатлят. Важно понимание церковного искусства, потому что если мы не понимаем, для чего всё это, ничего у нас не получится. Только система сравнения может дать ориентир. Нужно создавать среду, воспитывающую людей, которые смогут на базе наработанного тысячелетиями сделать что-то новое, что будет убедительным.

Невозможно искусственно ускорить этот процесс. Но профессиональные художники знают, как воспитывать людей, которые могут рождать новые формы. Желаю всем участникам конференции сформировать за счет нашего общения необходимую культурную среду — не только в Церкви, но и в обществе. Культура и Церковь должны взаимно друг друга поддерживать. Даже люди нецерковные могут вносить в общую «копилку» свои знания. Нужно сохранять наши художественные школы, училища, иконописные школы. Если все эти учебные заведения мы будем поддерживать на высоком уровне, родятся люди — а может быть, они уже есть, — которые будут формировать духовное пространство в дальнейшие десятилетия.

— Расскажите о храме в Гатчинской епархии, над росписью которого вы сейчас работаете.

Компания «Артруст», арт-директором которой я являюсь, работает в храме Марии Магдалины поселка Вохоново Гатчинского района. Прекрасное храмовое пространство. Роспись будет покрывать это пространство сверху донизу. Хорошая подготовка стены, что сейчас редкость. Ориентируемся на новгородскую роспись конца XIV — начала XV века. Собралась хорошая команда, все полны энтузиазма. Одновременно мы будем заниматься росписями храма Рождества Христова на Пискаревском проспекте.

АВТОР Татьяна Кириллина

ФОТО Станислав Марченко

Источник: ИА «Вода живая»