В Петербурге встретились современные иконописцы

Иконопись – искусство, которое при всех своих писаных и неписаных канонах и правилах тоже стремится идти в ногу со временем. Об этом говорит программа международного культурного проекта «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», который проходит на этой неделе в Александро-Невской лавре.

Знаковым событием недели стало освящение новейшей иконы «Перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Петербург» – дипломной работы выпускницы отделения иконописи Санкт-Петербургской духовной академии Даны Мамацевой. Художница рассказала, что работала над ней целый год, изучала образы святого благоверного князя XVI века и древние фрески.

– Академия дарит икону монастырю. Я долго думал, где ее расположить, и решил, что лучшим местом для образа станет храм Александра Невского, – сообщил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Международный проект организован культурно-просветительским центром «Образ будущего» при поддержке комитета по культуре Смольного. Заявленная цель – обсудить тенденции в технике и технологиях написания икон, в трактовке исторических сюжетов, выявить проблемы и ошибки. А также дать дополнительный творческий импульс молодым иконописцам.

– Пробелы, ошибки в иконописи, совершенные ранее, повторяются и тиражируются. Научному сообществу важно их выявлять и исправлять. В нашем городе традиционно сохраняются сильные иконописные школы. Важно напитать молодых живописцев правильными идеями, чтобы у нас выросло новое сильное поколение, – говорит главный куратор проекта руководитель иконописной мастерской лавры Дмитрий Мироненко.

Как выяснилось, написание икон по классическим сюжетам – дело вполне распространенное и сегодня. При этом, как отметила профессор кафедры русского искусства Академии художеств Нина Кутейникова, у иконописцев имеется большой простор для творческой фантазии. К примеру, во времена Александра Невского фотографии еще не было, и во все последующие века художники сами определяют, какой образ создать. С другим святым покровителем нашего города Иоанном Кронштадтским у иконописцев проблема ровно противоположная: как перейти от известных фотографий праведника к его иконописному изображению.

– Есть каноны и есть творческие решения, которые отражают современную жизнь, историю страны. При создании в прошлом году к юбилею Исаакиевского собора новой иконы Исаакия Далматского в сюжете были отражены войны XXI века. В иконы могут вкрадываться даже постмодернистские приемы, но без нарушения общих правил, – рассказала Нина Кутейникова.

В ходе проекта известные мастера проводят мастер-классы по технике художественного церковного писания. «Восковая темпера, написание лика» – так назывался мастер-класс, который провел известный белорусский иконописец Андрей Жаров. Свой мастер-класс – по золочению — провел художник Георгий Панайотов.

– Иконописец должен изучить классику, чтобы его мысли рождались на основе знаний, как краски древних икон проступают из глубины веков, – сделал наставление молодым живописцам, вступающим на путь иконописи, владыка Назарий.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости