Завершился международный культурный проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии»

Закрытие Международного культурного проекта «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» состоялось 8 октября в новом зале духовно-просветительского центра Александро-Невской Лавры «Святодуховский». Церемонию провела руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова.

Фото: Станислав Марченко

Она поблагодарила культурно-просветительский центр «Образ будущего» за организацию проекта, Александро-Невскую Лавру и ее наместника епископа Кронштадтского Назария за возможность провести мероприятия проекта в стенах старейшего монастыря Санкт-Петербурга, Феодоровский собор в память 300-летия Дома Романовых за помощь в организации мастер-класса по каллиграфии, компанию Videorepublic за осуществление качественной многокамерной трансляции всех мероприятий проекта в интернете, компанию Этерсофт за создание страницы проекта, где можно было следить за анонсами и новостями, смотреть трансляции.

Отдельную благодарность она выразила городскому комитету по культуре, при поддержке которого проект смог состояться на самом высоком уровне.

«Это было насыщенное, радостное, наполненное общением и обменом бесценным опытом время. Наш проект шел всего четыре дня, но за это время прошло пять блестящих мастер-классов, 29 экспертов приняли участие в дискуссиях, в круглых столах и обсуждениях, поделились с вами своими наработками, проблемами и вопросами, которые продолжает ставить перед ними живой, развивающийся и прекрасный предмет их изучения – церковное изобразительно искусство. Мы очень благодарны наместнику Александро-Невской Лавры епископу Кронштадтскому Назарию за возможность провести наш международный проект в духовном сердце Петербурга. Это важно, потому что именно отсюда шли мощные волны духовной и культурной традиции, которая сохраняется и по сей день в городе на Неве. И, конечно, без молитвенной и благодатной помощи святого благоверного князя Александра Невского, его незримого присутствия здесь, на образах, созданных на мастер-классах и в мастерских иконописцев – ничего бы не состоялось. Недаром мы посвятили проект его 800-летнему юбилею», — сказала она.

Была отмечена обширная география участников проекта. Приехали эксперты и мастера из Республики Беларусь, Калининграда, Новгорода, Вологды, Москвы, Курска. По видеосвязи приняли участие митрополит Куопиоский и Карельский Арсений и итальянский иконописец Иван Полверари. За трансляциями в интернете следили зрители не только в России, но и в Италии, Эстонии, Болгарии, Австралии. За прошедшие дни прямые эфиры мероприятий проекта на странице project.anevsky800.ru и в социальных сетях Александро-Невской Лавры посмотрело более 27 тысяч человек.

«Мы собрали огромное количество благодарных отзывов в комментариях к трансляциям мастер-классов, — подчеркнула Наталья Родоманова. — Наш проект он развернутый, он открытый. Собрались не только люди, которые занимаются сугубо церковным искусством. К нам приехали реставраторы и музейные работники. В мастер-классах участвовали студенты Академии Штиглица, Университета промышленных технологий и дизайна, иконописной школы СПБДА. У людей есть посыл, интерес, вдохновение, и очень хорошо, что пространство церковного искусства выходит за пределы своего определения – это наше общее культурное наследие».

«Мы все эти дни говорили о духовных вопросах средствами практического искусства. Каждый своими силами пытался раскрыть глубины церковных искусств как некоего симбиоза совершенно разных вещей – и практических, и технологических, и человеческих, и нравственных, и духовных, — сказал главный куратор проекта, руководитель иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко. — Очень благодарны комитету по культуре, людям, которые остались за кадром, они выделили немалые средства, чтобы этот проект получил жизнь. Они оценили наш замысел, увидели в нем смысл».

«Все те, кто сидит в этом зале, кто смотрел прямые трансляции – вы главные действующие лица этого проекта, — продолжил он. — Мы действительно ощущали поддержку зрителей в интернете, вашу благодарность нам за осуществление этого проекта. Мы понимали, что вам это действительно нужно, а значит вероятность того, что будет продолжение подобных мероприятий довольно высока. Мастера не любят, когда кто-то наблюдает за их работой, это тяжело, трудно, но они сделали это ради вас. Они нашли в себе силы выйти из мастерских, поделиться своим опытом, и думаю этот опыт теперь будет жить в вас, в наших зрителях, вы его будете использовать, совершенствовать. И однажды кто-то из вас, добившись высоких результатов, будет стоять здесь и передавать свой опыт следующим поколениям».

Иконописец, стенописец, арт-директор компании «Артруст» Алексей Козлов, который провел в рамках проекта мастер-класс по фреске, поблагодарил организаторов и Дмитрия Мироненко, под чьим руководством он в свое время стажировался.

«Несомненно впечатления от проекта самые прекрасные – от организации, от общения. Давно такого не было в Петербурге, да и на других площадках. Мы много говорили о роли учебных заведений, тех преподавателей, выпускников, которые будут являть лицо иконописи на дальнейшие десятилетия. Я недолго работал у Дмитрия Геннадьевича в мастерской, но это было мое становление как иконописца. И его традиция русской художественной школы, глубокое понимания иконописи, основанное на святоотеческих традициях — все это важно для воспитания будущих мастеров своего дела. Тема, которую он предложил, и знания, которыми поделились в рамках проекта специалисты – действительно дорогого стоят».

Иконописец и мастер по энкаустике из Минска Андрей Жаров рассказал, что он как выпускник и преподаватель СПБДА был благодарен за возможность продемонстрировать опыт петербургской иконописной школы, которую он считает сильной и интересной. На площадках проекта мастер показал применение традиционных материалов и техник – в частности восковой темперы. По его мнению, это перспективное и интересное направление для развития современного изобразительного церковного искусства.

«Обычно художник работает в мастерской или на лесах, потом леса разбираются, устраивается выставка и все видят готовое произведение, — сказал иконописец, мастер по золочению Георгий Панайотов. — На мастер-классе ты работаешь здесь и сейчас. Это напряжение для мастера, но еще это и живое общение со зрителями, ответы на вопросы. Это был очень ценный и интересный опыт. Здорово, что мы заканчиваем, а остается ощущение, что есть еще много тем для обсуждения. Наше общение перетекает из реального в виртуальное, потом возвращается обратно. Это свидетельствует о том, что иконопись – это живое искусство, востребованное, динамичное. Оно продолжает меняться, так же как меняется все вокруг».

Главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода Татьяна Царевская подчеркнула, что завершившийся проект – это настоящий праздник для всех участников. Теплая, дружеская, доброжелательная атмосфера, где соблюдена грань между научными обсуждениями и человеческими отношениями – это очень ценно для ученых и мастеров. Она поблагодарила организаторов за возможность одновременно слушать теоретические выступления и наблюдать в трансляции на установленном в зале экране за созданием образов на мастер-классах.

Профессор Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина, академик Российской Академии художеств Нина Кутейникова отметила высокий уровень организации проекта и рассказала, что она получила истинное удовольствие от того как проходила работа всех мероприятий.

«То, что мастер-классы и выступления экспертов могли видеть по всей России благодаря трансляциям – достойно самой высокой оценки. Познавательный уровень этого культурного форума неоспорим. Искусствоведы, которые редко бывают в мастерских художников и наблюдают их работу, получили такую возможность на этом проекте. И я еще раз убедилась насколько — независимо от техник и задач — различны пути нашего церковного искусства, насколько различны творческие личности, которые им занимаются и его изучают. Ни во время выступлений, ни во время дискуссий не было затертых и пустых тем, которые ни к чему бы не привели».

Международный культурный проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» прошел в Санкт-Петербурге с 5 по 8 октября. Он был посвящен 800-летию святого князя Александра Невского и включил в себя дискуссионные площадки с участием искусствоведов, реставраторов, живописцев, музейных работников, известных российских и зарубежных специалистов в области изобразительного искусства, а также практические мастер-классы для студентов художественных ВУЗов и иконописных школ. Проект собрал лучших специалистов — мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике. Прямые трансляции дискуссионных площадок, круглых столов и мастер-классов в рамках проекта можно посмотреть на сайте project.anevsky800.ru, на канале YouTube, в группе «Вконтакте» и на странице в Facebook Александро-Невской Лавры.