Александр Александрович РЫБАКОВ

Художник-реставратор высшей категории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусства РФ, член Союза художников России (1973 г.), ведущий научный сотрудник Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Родился в 1940 г. во Владимирской области, с 1968 года проживает в Вологде. Окончил Мстерское художественное училище, отделение живописи, в 1967 году – факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Работал художником-реставратором древнерусской живописи в Государственном Русском музее (1967-1968), возглавлял бригады художников-реставраторов в Вологодской и Межобластной Специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» (1970-1984).

В 1985-1995 годах заведовал Вологодским филиалом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. В настоящее время является ведущим научным сотрудником учреждения.

Реставрационное дело Александр Александрович осваивал под руководством известного петербургского художника-реставратора Николая Васильевича Перцева. С 1968 года ведет активную деятельность по организации и практическому осуществлению реставрационных работ на памятниках станковой темперной и монументальной живописи на территории Русского Севера, прежде всего Вологодской области.

Участвовал в исследовании фресок Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), в реставрации фресок Софийского собора в Вологде (1686 — 1688), церкви Иоанна Предтечи в Рощенье (1717), Казённой палаты Экономского корпуса Архиерейского дома в Вологде (XVIII в.), Казанской церкви в Устюжне (XVIII в.), Успенского собора Великого Устюга (XVIII в.), Екатерининской церкви Спасо-Прилуцкого монастыря (1830-е), церкви Андрея Первозванного в Вологде (1872 — 1873), кафедрального собора Рождества Богородицы в Вологде (XIX в.);

Реставрировал иконы из иконостасов: Дионисиева Глушицкого монастыря (XVI в.), церкви Успения Александрова Куштского монастыря (XVI — XVII вв., ВГИАХМЗ), вологодского Софийского собора (XVII — XVIII вв.), церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде (XVII — XVIII вв., ВГИАХМЗ), церкви Ильи Пророка с. Самино Вытегорского р-на Вологодской обл. (XVII в., ВКМ), Успенского собора Великого Устюга (XVII — XVIII вв., ВГИАХМЗ), Сампсониевского собора С.-Петербурга (XVIII в., ГРМ), Богородице-Рождественского собора Устюжны Вологодской обл. (XVI — XVII вв., УКМ); занимался реставрацией и консервацией многих икон из фондов музеев Вологодской области.

Автор научных трудов по древнерусской живописи и иконописи. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Иконопись Вологодского региона Русского Севера 13-18 веков. Центры, памятники и мастера. К проблеме историко-художественной классификации «северных писем» (2000).

Награжден: почетным званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (2003 г.); медалью Министерства культуры Российской Федерации «150 лет учреждения органов охраны памятников истории и культуры» (2011 г.); орденом преподобного Андрея Рублева III степени, (2006 г.) и другими высокими наградами.