Проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылся 5 октября молебном в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавре.
Фото: Андрей Петров/ИА «Вода живая»
Богослужение совершили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм.
Открывая пленарное заседание в новом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-службы лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. Не случайно на сцене стоят две иконы: уже упомянутая и написанная в лавре, получившая название «Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми».
«Казалось бы, тема прямо не касается юбилейного года, однако вопросы техники, которые будут обсуждать специалисты, напрямую связаны с образом святого, — сказал владыка Назарий. — Почему? Прижизненных изображений великого князя не осталось. Это дает иконописцам много возможностей выразить свои чувства, видение, при этом каждый материал требует своего подхода: любой, кто разбирается в иконописи, безошибочно скажет, к примеру, темпера это или масло. Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна — и материалы другие, и люди другие. При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, — именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, — это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец — скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника — это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя».
Владыка Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь — небесный покровитель и духовной академии, которая до революции носила название Александро-Невской.
Пленарное заседание вел главный куратор проекта — руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация.
Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Она коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, что отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, в также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) — на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография — например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм — была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», — заключила лектор.
Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы ее доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском, Сампсониевском соборах и «Спасе-на-Крови».
Был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.
Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы «Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами») XV в.», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый «старый» облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому».
Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник рассказал, что его мастерская работает в этой технике около десяти лет. Использование восковой темперы, в отличие от яичной, намного ускоряет процесс работы, с восковыми красками можно работать по-разному. Связующее — растворенный в воде воск с добавлением казеинового клея. Такие краски могут наноситься на любую поверхность. Пигмент растирают, соединяют со связующим, если краски долго не используются, их можно хранить в холодильнике.
Работу художник начал с лессировки свинцовыми белилами, объяснив, что это создает своеобразный «оптический экран», преодолевается матовость левкаса. Краска сразу не засыхает, ее можно разровнять. Между слоями краски также можно использовать лессировку. Приготовленная эмульсия готова к использованию, воду дополнительно добавлять не нужно. Андрей Жаров объяснил, что правильно вести работу сразу по всей поверхности, не сосредотачиваться на одном фрагменте.
Художник коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Мастерство — не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки.
Завершил первый день работы проекта «круглый стол» на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры».
Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой можно ознакомиться на сайте.
Источник: ИА «Вода живая»